Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.  Пс 102,8

4 марта. Святой Казимир

04.03.2019

Королевский сын Казимир Ягеллон (1458-1484 гг.), родившийся в Кракове 3 октября 1458 года в Вавельском славном замке, провел свою короткую жизнь совсем не так, как можно было бы ожидать, учитывая его высокое происхождение. Едва появившись на свет, Казимир уже мог претендовать на корону Польши и Литвы, а также, будучи по матери наследником династии Габсбургов, на корону ряда других европейских государств. Он получил прекрасное образование, достойное претендента на королевский трон: воспитанием мальчика занимался Ян Длугош – тогда каноник краковский, позже архиепископ Львовский, один из крупнейших польских историков за всю историю этой страны. При этом – как гласит жизнеописание св. Казимира, составленное его современником, – «он всегда причислял себя к смиренным и нищим духом, а не к знатным и влиятельным мира сего».


Для воспитания своих сыновей король Казимир IV избрал замок в Старом Сонче, который был тихим и далёким от столичных интриг местом. Казимир, воспитывавшийся как будущий венгерский король, владел латинским и немецким языками. Окруженный королевской роскошью, он, тем не менее, жил так, как сам считал нужным: был очень воздержанным в быту и искренне верующим, не любил носить пышные одежды и часто, в качестве акта покаяния, спал на голом полу, был склонен проводить ночи в молитве.

Когда Казимиру исполнилось 15 лет, отец послал его во главе войска в Венгрию, пылавшую тогда в огне междоусобной войны. И вполне могло случиться, что Казимир был бы провозглашен венгерским королем, как его брат Владислав в те же годы стал королем чешским. Однако местная знать вовремя помирилась со своим правителем, Папа высказался о моральной недопустимости такой войны, и Казимир повернул войско назад, вызвав резкое недовольство отца.

Юного принца не допустили к королевскому краковскому двору, два года он провел в замке Добзки, молясь и размышляя о своей жизни. Там он и решил, что больше никогда не возьмет в руки оружие (ему потом еще дважды предлагали возглавить армию), не будет властвовать (мог стать Великим князем Литовским) и не женится (отец пытался заставить его вступить в брак с дочерью германского императора Фридриха III).

Со временем отец молодого Казимира, король Казимир IV, вернул своего отпрыска к государственным делам, с которыми тот прекрасно справлялся, действуя всегда сдержанно и корректно.

В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну для занятия должности коронного подканцлера и провел несколько месяцев в столице Великого Княжества Литовского, испытывая при этом всё более серьезные проблемы со здоровьем (он, видимо, страдал туберкулезом). В конце 1483 г. Казимир вместе с королем отправился на съезд шляхты в Люблин, но не доехал туда, а слег в городе Гродно, скончавшись в местном замке 4 марта 1484 г. в присутствии отца в возрасте 25 лет. Погребли королевича в Виленском кафедральном соборе, в часовне Пресвятой Девы Марии.

При жизни Казимир обращал на себя внимание современников своей образованностью, скромностью и исключительной набожностью. О чрезвычайном благочестии королевича писали все его биографы. Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик во всей Польше и Литве, выразившийся в прославляющих королевича панегириках и эпитафиях. В 1518 году король Сигизмунд I Старый, родной брат Казимира, обратился к Папе с просьбой о беатификации королевича. В 1520 году Папа Лев Х направил в Польшу своего легата для ознакомления с делом, а тот, пораженный культом безвременно почившего отпрыска царствующей фамилии, собственноручно составил прославляющий его гимн и написал его Житие. На основании отчета легата Папа лично написал канонизационную буллу и вручил ее в 1521 году епископу Плоцка, приехавшему на некоторое время в Рим, однако тот документ был утерян. И лишь 80 лет спустя, в ноябре 1602 г., королю Сигизмунду III Вазе удалось получить от Папы Климента VIII новую буллу, составленную на основании копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве. По оглашении буллы на территории Речи Посполитой Казимир стал официально считаться святым.

Казимир Ягеллон – единственный святой с таким именем. Его литургическое поминовение приходится на день смерти 4 марта. Он считается покровителем Польши, Литвы, Вильнюса, а также молодых людей, стремящихся к целомудренной жизни. Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В Кафедральном соборе Вильнюса хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что этот образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длинна. Он закрасил её и написал другую руку, но прежнее изображение проступило сквозь краску, и сколько художник его ни закрашивал, оно появлялось вновь и вновь. Тогда художник принялся закрашивать новое изображение руки, но и оно не поддавалось.

По случаю канонизации Казимира была вскрыта его гробница и его останки, по свидетельству очевидцев, оказались нетленными. Торжественная церемония причисления Казимира к лику святых имела место в 1604 году в Кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. В связи с этим был освящён и краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии. В 1636 году мощи святого Казимира были торжественно перенесены в часовню (капеллу) Виленского кафедрального собора, освященную в его имя.

В 1953 году коммунистические власти закрыли Кафедральный собор в Вильнюсе, впоследствии превратив его в музей атеизма, и тогда мощи Св. Казимира были перемещены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены на свое прежнее место в Кафедральном соборе, который тогда же был возвращен верующим.

Культ св. Казимира чрезвычайно популярен среди верных Польши и Литвы, его именем часто нарекают детей при Крещении. Когда католическая община города Новониколаевска (ныне – Новосибирск), состоявшая по преимуществу из людей польского происхождения, обзавелась своим храмом (в 1909 г.), он был освящен во имя Св. Казимира. Ныне об этом первом в Новосибирске католическом храме напоминает мемориальный камень, установленный в 2009 г., в ходе празднования 100-летия освящения первой в нашем городе католической святыни. О первом католическом храме в «столице Сибири» напоминает и образ Св. Казимира, расположенный вблизи алтаря в нынешнем Кафедральном соборе Преображения Господня в Новосибирске.

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
11 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Мы советуем